ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ШКОЛАХ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ.
Главная / Программа с родителями / Проведение тренинговых занятий

Проведение тренинговых занятий с родителями первоклассников

Ещё одной формой психологической поддержки детей в период адаптации является проведение тренинговых занятий с родителями первоклассников, испытывающих трудности адаптации по программе:

«Помогая себе, помогаю своему ребёнку».

Данная программа объёмом 20 часов имеет целью: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей, находящихся в состоянии дезадаптации в пер-вом классе школы, формирование положительных установок в сознании родителей.

Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

  1. Реконструкция родительско-детских взаимоотношений.
  2. Гармонизация межличностных отношений между родителем и ребёнком.
  3. Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей дезадаптированных детей.
  4. Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.

Наиболее эффективная форма работы – это «открытая» группа, состоящая из 8-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий – 10. Длительность заня-тия 1,5 – 2 ч.

Структура занятий

Каждое групповое занятие имеет пять этапов работы:

1. Разминка

Этот этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

2. Основная часть

Этот этап занятия полностью нацелен на осмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Используется проведение дискуссий с помощью специально написанных рассказов, проигрывание конфликтных ситуаций и обсуждение их.

Используются тематические опросники, которые способствуют их собственному осознанию своих проблем.
Использование проективных рисунков помогает родительницам избежать порою трудно-вербализируемых личных проблем и их описания.

3. Аутотренинг

На этом этапе применяется техника релаксации по Э.Джекобсону и И.Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом, занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.

4. Музыкальная релаксация

Данная часть занятия представлена четырьмя формами:
- Музыкотерапия и библиотерапия. Под отрывки из музыкальных произведений психологом читается текст, который позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения.

- Хореотерапия. Использование музыкально-ритмической активации способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных матерей. У возбудимых лиц хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражжение.

- Вокалотерапия. Обязательным условием пения является расположенный перед глазами участниц текст песен. Применение этого метода способствует снятию внутреннего психологического дискомфорта у родительниц, развитию чувства свободы и чувства самоактуализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию чувства сплочённости, поддержки и эмпатии.

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Домашнее задание - например, проанализировать свою жизненную ситуацию.