ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ШКОЛАХ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ.

Программа занятий «Детское общество»

Дети 6-7 лет

Программа занятий «Детское общество» (эмоциональное развитие, обучение общению и взаимодействию детей 6-7 лет).

Введение

На современном этапе развития образования пристальное внимание в психологии и педагогике уделяется индивидуальным особенностям ребёнка, его личностному развитию, формированию основополагающих качеств личности.

Развитие ребёнка происходит в соответствии с общими психологическими закономерностями и согласно его индивидуальным особенностям. Формирование личности осуществляется в процессе собственной деятельности ребёнка и в рамках окружающей его общественной среды. Отслеживая динамику развития ребёнка, необходимо параллельно рассматривать условия, атмосферу, в которых происходит формирование личности, которые оказывают огромное влияние на этот процесс. Различные социальные группы, в которых вращается ребёнок, каждая по-своему. На своём уровне воздействует на формирующуюся личность.

Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этот период ребёнок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям. У сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и взаимопонимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость и горе, чувство справедливости, честность, а также качества, обеспечивающие способность к самопознанию и самоориентированию.

Одобрение группы обеспечивает ребёнку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре существует общность требований, согласованность действий, совместное планирование. Общение, вплетённое в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребёнка, умения учитывать чужую точку зрения.

В конце дошкольного возраста у детей (она наблюдается не у многих) складывается внеситуативно – деловая форма общения. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, - жажда сотрудничества. Сотрудничество носит практический, деловой характер – развёртывается на фоне совместной игровой деятельности.

Социально-психологическое исследование межличностных отношений, общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое на протяжении нескольких лет Репиной Т.А., показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающиеся между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно-эмоциональные. Длительное, на протяжении нескольких лет, совместное пребывание в детском саду, ежедневное интенсивное общение и взаимодействие в разных ситуациях и в различной совместной деятельности формирует довольно сложную и относительно устойчивую систему группового общения и взаимоотношений, создаёт групповые ценностные ориентации, определяющие эту систему.
Группа детского сада для ребёнка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности. Группа детского сада даёт «модели» для поддержания и имеет огромное значение в формировании взглядов и ценностных установок; помогает ребёнку адекватнее оценить своё собственное поведение посредством сравнения с поведением других детей, и с помощью оценок, которые дают сверстники. Происходит своеобразное корректирование самооценки, сформированной под влиянием часто завышенных и недостаточно объективных оценок родителей.

Психологи определяют коммуникативные способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

  1. желание вступать в контакт с окружающими («я хочу»);
  2. умение организовывать общение («я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («я знаю»).

Старшие дошкольники уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок научается в семье, в детской группе в процессе общения со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями. Чем раньше будет обращено внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущем. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребёнка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками, и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Ребёнку необходимо помогать налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Не учитывая динамику развития коллектива, влияния психологического климата на детей, довольно сложно грамотно планировать воспитательную работу, осуществлять корректирующую деятельность, строить прогнозы. Психологическая атмосфера и налаженные отношения в детском коллективе являются одним из важнейших условий для продуктивной жизнедеятельности коллектива и играют существенную роль в формировании личности. В условиях благоприятного психологического климата членам коллектива бывает присуще состояние эмоционального благополучия, которое выражается через: адекватную самооценку, удовлетворённость детской группой и своим местом в ней, стремление к совместной деятельности.