ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ШКОЛАХ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ.

Профилактика подросткового суицида

(муниципальный опыт специалистов социально-психологических служб образовательных организаций МО г. Новый Уренгой)

Подростковый суицид всегда вызывал много вопросов у педагогов, психологов, родителей. Казалось бы, что может быть прекраснее юности – той поры, когда строятся планы на будущее, жизнь не обременена тяготами работы, быта и ответственности за семью… Это время надежд, встреч, знакомств, возрастающей свободы. Но, с другой стороны, это еще и взросление, которое не проходит гладко, а в исключительных случаях, приводит к психологическим травмам и даже суицидальным попыткам. Суицид можно образно сравнить с лестницей, ведущей вниз. Чем выше на этой опасной лестнице стоит подросток, тем легче его спасти. И наоборот, чем ниже по ступеням он успел спуститься, тем сложнее ему помочь.

В вопросе профилактики подросткового суицида в образовательных организациях тоже существует некая лестница, ступени которой – направления профилактической работы. На методическом объединении специалистов СПС ОО в 2017 году выработана четырехступенчатая модель («лестница») организации работы по профилактике суицидальных явлений в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой.

Первая ступень – это общая профилактика, целью которой является повышение групповой сплоченности в образовательной организации. Для достижения данной целиразрабатываются программы психического здоровья, здоровой среды в образовательной организации. Это необходимо для того, чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организуется внеклассная воспитательная работа, разрабатываются эффективные модели взаимодействия школы, семьи и общества. Подростки, которые чувствуют, что педагоги к ним справедливы и в школе у них есть близкие люди, гораздо реже думают о суициде.

Вторая ступень – это первичная профилактика

На этой ступени выделяются группы суицидального риска, организуется сопровождение подростков и их семей для предупреждения суицидов. На данном этапе осуществляется диагностика суицидального поведения подростков, проводятся индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, оказанию социальной поддержки, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности и чувства эмпатии. Так же частью этого этапа профилактической работы является организация классных часов, круглых столов, стендовой информации.

Для педагогов проводятся консультативные встречис целью их информирования по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков(в том числе суицидального). Для родителей - консультации о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, с подготовкой рекомендаций о том, как заметить надвигающийся суицид, инструкциями по реагированию на суицидальные проявления. С детьми и подростками организуются рефлексивные площадки, в рамках которых посредством различных психотерапевтических методов, разбираются проблемные, трудные жизненные ситуации и варианты выхода из них. Известно, что дети подросткового возраста в трудной ситуации чаще обращаются за помощью и советом к своим друзьям, нежели к взрослым. В этой ситуации детям важно располагать достоверной информацией о суициде, чтобы оказать эффективную помощь попавшему в беду другу.

Третьей ступенью профилактики является вторичная профилактика, цель которой - предотвращение самоубийства. Во-первых – это реальная оценка риска самоубийства. Оценка риска происходит в рамках ранжирования степени готовности подростка к роковому шагу: крайняя степень (ребенок имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная степень (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная степень (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Во-вторых, осуществляется взаимодействие со специалистами здравоохранения (психоневрологический диспансер, практикующий детский психиатр и др.), оповещение родителей. Далее следует разбор случая со специалистами, которые включены в работу с подростком и его семьей для выработки коллегиального мнения, внесения предложений подальнейшей работе.

Четвертой ступенью профилактики является третичная профилактика. Она осуществляется с целью снижения негативных последствий и уменьшения вероятности дальнейших случаев, для укрепления процесса социальной и психологической реабилитации суицидента.

На данной ступени происходит информирование родителей подростка о возможных последствиях суицидального поведения, разрабатываются индивидуальные рекомендации по коррекции их поведения в отношении к подростку.

Осуществляются индивидуальные встречи специалистов социально-психологической службы школы с подростком, необходимые для психотерапевтической коррекции, обеспечивающей профилактику образования конфликтно-стрессовых его переживаний в дальнейшем. Также изучаются изменения в эмоциональном климате образовательной организации с целью создания условий для восстановления положительного эмоционального фона.

Кроме того, для обеспечения слаженной и продуктивной работы в направлении профилактики суицидального поведения среди подростков, специалисты СПС образовательных организаций города Новый Уренгой используют сложный, но эффективный механизм «Сетевого взаимодействия», благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный и внеурочный процесс. Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты.

Сетевое взаимодействие специалистов СПС ОО реализуется следующим образом:

  • Консультативное взаимозамещение с целью оказания экстренной социально-психологической помощи подростку, родителям, педагогам (в периоды временного отсутствия специалистов СПС в ОО);
  • Организация консультативной работы на сайте…
  • Скайп-консультирование для подростков и членов их семей при отсутствии возможности личной встречи со специалистами (болезнь, изоляция, отдаленность и пр.).

Вышеуказанные формы экстренной психологической помощи являются, на наш взгляд, высокоэффективными и своевременными.