Мотивация учения, позитивный настрой ребенка
Ученик приложит много старания, но затем будет избегать преподавателя, который заставил его пережить неприятные минуты. Негативные чувства лучше всего применять тогда, когда позитивный настрой не действует.
И, обязательно, напомнить учащемуся о приятных моментах, после того как он преодолеет трудности:
- «Я, действительно, оказал на тебя сильное давление, но ты блестяще справился с ситуацией».
- «Я знаю, ты сердишься на меня за те требования, которые я предъявлял тебе, но ты можешь гордиться своими результатами».
Нейтральные чувства (не радостные и не раздражающие0 не способствуют мотивации, иногда красота приходит неожиданно к нам на помощь. Однако, бывают полезны для ликвидации неприятной ситуации, чтобы спустя какое-то время вернуться к ней с более приятным настроением:
- «Не огорчайтесь, если вы что-то не поняли. Это не повлияет на вашу оценку. Но теперь вы знаете, чем вам надо заниматься».
3. Успех. Чтобы почувствовать себя преуспевающим, надо приложить усилия. Мы не чувствуем успеха, когда прилагаем мало усилий. Когда мы нажимаем на дверную ручку и дверь открывается, нас не охватывает воодушевление. Но если замок заело, и нам удалось открыть дверь, приложив силу и сноровку, тогда мы действительно чувствуем, что добились успеха. То же самое и в учёбе. Успех ученика во многом зависит от двух факторов, которые находятся под контролем педагога:
1) степени трудности задания;
2) педагогического умения, с помощью которого задачу для ученика можно сделать более трудной.
Успех – это умение преодолевать планку в «интеллектуальных» прыжках. Для чемпиона по прыжкам в высоту планку надо ставить чуть выше того уровня, при котором успех реально предсказуем. У него не будет уверенности, что он обязательно возьмёт высоту. Но если ему удастся преодолеть планку, он будет рад успеху. Ученики, познавшие вкус успеха, даже если возрастает риск неудачи, всё равно продолжат свои попытки. И, наоборот, чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них желания снова рисковать, их прогноз неутешителен – «у меня не получиться». И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут избегать любых попыток. Такие ученики «немотивированны». Отсюда следует, что надо понижать «учебную планку» для менее успевающих учеников. Это не означает, что им дозволено обходиться минимальным, надо создать условия для преодоления «учебной планки», чтобы подготовить их к новым высотам.
Таким образом, если педагог будет использовать озабоченность для стимуляции, при этом вызывать приятные ощущения и будет учить так, что приложенные учениками усилия сделают успех возможным – в результате педагог сможет взять под свой контроль мотивацию учащихся к учёбе.