ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ШКОЛАХ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ.

Школьные игры - способ улучшения адаптации

ПЕРСИЯНЦЕВА С.В. психолог, кандидат психологических наук, Москва.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного совместного досуга, и в то же время мы чаще жалуемся на нехватку времени или скуку. В семейном кругу в основном не беседуют друг с другом, а проводят время за компьютером или смотрят телевизор. В культуре все больше внимания уделяется чувствам, но в то же время мы все меньше встречаемся с сопереживанием и готовностью помочь окружающим. В стране становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но несмотря на это увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

Педагоги нередко говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать более строгие порядки. Это в свою очередь приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно, самостоятельно. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки, становятся более агрессивными и неуправляемыми.

Все сказанное диктует необходимость проведения с детьми специальных психологических занятий на каждом возрастном этапе, в период освоения ребенком новых социальных ситуаций. Одна из таких программ - школьная адаптация, была разработана нами для детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не научится дружить, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем, за рамками сензитивного периода, будет значительно труднее.

Освоение новой ведущей деятельности - учебной - в младшем школьном возрасте только начинается. Этот процесс происходит как Дома, так и в школе. Школа предъявляет к ребенку особые требования, Для усвоения которых требуются определенное время и усилия. Дети адаптируются к школе постепенно. Процесс адаптации затрагивает различные сферы личности ребенка и носит индивидуальный характер. Легче адаптируются дети с высоким уровнем физической и психологической готовности к школе, однако те или иные проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни, возникают у каждого ребенка. У некоторых детей период адаптации затягивается.

Как правило, трудности, возникающие у детей младшего школьного возраста, вызывают потребность в уже освоенной и любимой игровой деятельности. Специальные занятия с использованием развивающих игр особенно полезны детям с заниженной самооценкой, тревожным, недостаточно внимательным, медлительным, некоторым детям с повышенной активностью или, наоборот, с «заторможенным» восприятием окружающей действительности, а также школьникам, которые испытывают сложности в умении выстраивать и сохранять гармоничные межличностные отношения. «Присоединяясь» к ребенку в этой деятельности, работая с ним в процессе обучения на доступном ему уровне, мы тем самым обеспечиваем ему благоприятный переход к решению учебных задач. В случае же отставания ребенка в психическом развитии игра является единственно возможной формой адаптации ребенка к учебной деятельности, поскольку обеспечивает соответствие обучающих приемов психологическому возрасту.

Разработанные нами занятия направлены на развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, навыков сотрудничества, сопереживания, что создает в группе обстановку доверия и доброжелательности. Игры, особенно ритуалы, формируют у учеников ощущение стабильности и предсказуемости происходящего, снижают уровень напряжения в группе, способствуют благоприятному когнитивному и личностному развитию младших школьников.

«Присоединение» к ребенку в процессе введения его в учебную деятельность в игровых занятиях позволяет улучшить адаптацию детей к школьной жизни, способствует развитию психологических качеств, свойств, состояний, необходимых для успешного обучения: мотивации к учению, интереса к интеллектуальной деятельности, активности, произвольности психических функций, коммуникативных умений и др.

Специфика игр такова, что в них «задействуются» различные психологические качества, способности, эмоции, двигательная сфера, поэтому воздействие игры на ребенка является комплексным.

Тренинг - школьная адаптация состоит из четырех занятий, которые были проведены в школах Восточного и Северо-Восточного округов г.Москвы. В программе приняли участие 243 ребенка младшего школьного возраста.

Организация и принципы проведения занятий.

Занятия в группе проводятся двумя психологами или специально обученными педагогами. Занятия проводились в группах, включающих в себя 30—40 учащихся. В некоторых упражнениях общая группа делилась на две. Длительность одного занятия 60—75 минут.

Тренинг школьная адаптация проводился в классном помещении при расположении кругом. Работа в круге также способствует созданию атмосферы психологической безопасности. Ведущие обращаются к детям по имени и следят за тем, чтобы так же поступали все дети. Задания подбираются так, чтобы обеспечить успех в их выполнении. Каждое упражнение предлагается детям сначала в максимально простом варианте. Постепенно упражнения усложняются за счет увеличения темпа, семантической нагрузки в заданиях со словами.

Ведущие осуществляют принцип безоценочного подхода к детям. Успехи каждого ребенка важно сравнивать с его собственными предыдущими достижениями. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда упражнения проводятся в форме соревнования.

Содержание тренинга "школьная адаптация".

  • Цель первого занятия — обучение ребенка выявлению своих способностей и возможностей, развитие стремления к цели, способности творчески мыслить, видеть взаимосвязи между событиями, строить гипотезы и составлять суждения.
  • Цель второго занятия — формирование устойчивой самооценки, умения принимать самого себя и других людей, адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки, развитие уверенности в себе формирование таких качеств личности, как храбрость, смелость, взаимоподдержка.
  • Цель третьего занятия — развитие духовного начала (ориентация на абсолютные ценности: истину, красоту, добро); обучение детей сопереживать, формирование рефлексивных навыков, умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, нести за них ответственность. Поскольку для успешной адаптации детей к школе важное значение имеет социально-психологическая готовность детей к школе, в частности, такая ее составляющая, как коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать — в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. Формированию коммуникативных навыков способствуют все игры с правилами.
  • Цель четвертого занятия — закрепление у младших школьников навыков сотрудничества, становление прочных дружеских контактов, развитие устойчивых познавательных интересов и потребностей.

Выводы

Все занятия, как и тренинг в целом, - комплекс мероприятий, обеспечивающий плавный переход младших школьников к новой для них деятельности - учебной, и активное освоение этой деятельности.

Тренинг школьная адаптация разработан по заказу администрации ряда школ Восточного и Северо-Восточного округов г.Москвы. Как уже говорилось, в программе приняли участие 243 ребенка младшего школьного возраста. Результаты эффективности тренинга оценивались с помощью программированного наблюдения по «Карте наблюдений» Д. Стотта. Наблюдение проводилось до тренинга и сразу после его завершения, а также повторно через месяц после проведения программы.

По окончании тренинга наблюдалось существенное улучшение эмоционального состояния детей. Они стали более уравновешенными эмоционально устойчивыми, менее тревожными. Тренинг не только научил ребят адекватно оценивать свои достижения, возможности и способности, но и обучил детей навыкам сотрудничества в коллективе в процессе совместной деятельности.

Специфика игр позволяет использовать в работе с учащимися младшего школьного возраста любую игру в отдельности для решения конкретных задач. Специально организованные занятия аккумулируют позитивное влияние отдельных игр, позволяют существенно улучшить общую адаптацию к школе.