«Моя семья»
Цель: создание условий для психологической подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Задачи: содействовать формированию представлений о семейной жизни, осознанию учащимися ценности семьи и развитию бережного отношения к своей семье; способствовать коррекции поведения личности в семье через самосознание; способствовать развитию рефлексии.
Материалы: компьютер, листы бумаги, ручки, 2 коробочки по размеру карточек, карточки с “мужскими” и “женскими” обязанностями.
Ход занятия
1. Приветствие “Ласковое имя” - участники по кругу озвучивают, как бы им хотелось, чтобы их называли в семье (или называют) и приветствуют друг друга.
2. Ребятам озвучивается тема занятия. Что значит семья? Чем семья отличается от нескольких друзей? Зачем жить семьей, если можно жить по отдельности?
3. Основная часть .Ребятам предлагается объяснить смысл высказывания:
“Жить в семье - значит разделять друг с другом
все несовершенства, все беды и все чувства
и все же продолжать любить друг друга”.(приложение1)
а) работа с карточками.Каждый член семьи выполняет свою определенную роль для того, чтобы совместная жизнь была более гармоничной. Ведь семья – это не только слова, это еще и действия, которые говорят гораздо больше, чем слова. Давайте распределим все карточки на мужские и женские обязанности в семье:
Приготовление еды. (приложение2)
Забота о чистоте.
Ремонт обуви.
Замена лампочек.
Уход за огородом.
Уход за животными.
Стирка белья.
Мытье окон.
Ремонт.
Заработок денег.
Просмотр телевизора.
Забота о семье.
- воспитанники по очереди вытягивают карточки и ничего не говоря, кладут их в коробочку “для мужа” или “для жены”. После того, как все карточки распределены, проводится обсуждение обязанностей, в ходе которого, учащиеся подводятся к выводу о том, что для мира в семье неважно, женская или мужская обязанность, а важны любовь, уважение и сочувственное отношение друг к другу.
б) Сказка В.Сухомлинского “Семь дочерей”.
Подростки зачитывают сказку по ролям.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.(Приложение3)
При прочтении важно, чтобы ребята показали эмоции, которые испытывают герои, что чувствовала мама во время рассказов дочерей. Обсуждая сказку, следует особое внимание заострить на то, что действия гораздо ценнее слов.
3.Групповое сочинение “Моя будущая семья”. Для выполнения задания выбирается “писарь”, который будет записывать сочинение. Ребята по кругу диктуют предложения. Желание воспитанники уточнить или подкорректировать сочинение не пресекается, важно поощрять коллективное обсуждение.
Ребятам предлагается ответить на вопрос: “Что самое главное в семье?” . Важно, чтобы высказался каждый участник. После ответов участников демонстрируется . Психолог поясняет, что это не единственные “правильные” ответы.
Упражнение “Самый- самый”. Воспитанники высказывают пожелания своему соседу по поводу его будущей семьи.
4.Обратная связь. Подростки по желанию высказываются, что понравилось, что не понравилось в занятии, какое задание показалось трудным, какие чувства они испытывали во время занятия, что полезно было узнать.
5.Ритуал прощания. Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.