ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ШКОЛАХ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ.

Программа «Выбираю профессию»

Цель:
Познакомить подростков с многообразием профессий, с требованиями, которые предъявляют отдельные их группы к личности работающего человека.

Задачи:
Расширить круг знаний о профессиональном мире.
Научить анализировать свои интересы и склонности, особенности психики.
Проверить уровень своих знаний и умений, необходимых для выбора профессии.


Темы занятий

Формы проведения, методы, приёмы

Время проведения

1

Понятие о профессии и специальности.

Упражнение «Здравствуй…(имя)». Игра «Тень». Мини – лекция «Об общественном разделении труда, выделении разных ремёсел. Профессия в современном мире». Практикум: - Выбрать слова, обозначающие специальность из набора слов; - Распределить профессии и специальности по отношению преобладания в них умственного труда. Обсудить результаты, доказать. Рисование «Одежда первобытного человека, человека, живущего в 19 веке, современного человека». Рефлексия.

 

2

Способности и
профпригодность.

Упражнения: «Приветствие», «Бег ассоциаций», «Колокола». Мини – лекция «О гармонии человека и его дела». Тест «Мои способности». Обработка, интерпритации. Рефлексия.

 

3

Классификация профессий

Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Передай по цепочке». Игра «Запретный номер». Мини – лекция по теме. Практикум: - Проанализируй любую профессию, выделив в ней предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. –Составь формулу, понравившейся тебе, профессии. Дискуссия об изменениях в современном профессиональном мире. Рефлексия.

 

4

Типы, классы, группы профессий

Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Иголка и нитка». Мини – лекция по теме. Диагностики: «Я - концепция», «Этикометрия». Обработка, интерпритации. Рефлексия.

 

5

 Формула профессии

Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Иголка и нитка». Мини – лекция по теме. Диагностикки: «Я - концепция», «Этикометрия». Обработка, интерпритации. Рефлексия.

 

6

Сюжетно – ролевая
Игра «Я – директор».

Упражнения: «Здравствуй…(имя)», «Настрой на эффективную работу». Знакомство с правилами игры.
«Проектирование «оздоровительного комплекса для детей», «школы радости», «фабрики игрушек», и др.
Защита проектов по плану. Рефлексия.

 

7

Интересы и склонности

Упражнения: «Приветствие»,  «Настрой на эффективную работу». Мини – лекция по теме. Практикум  «Составить общую характеристику своих интересов и склонностей». Рефлексия.

 

8

Внимание

Упражнения: «Приветствие», «Повтори за мной», «Художники». Мини – лекция по теме. Практикум:
-Определение особенностей колебания своего внимания, объём, концентрацию. Разработка советов о том, как развить внимание. Рефлексия.

 

9

Память.

Упражнения: «Здравствуй…(имя)», «Повтори за мной». Мини – лекция по теме. Практикум: - Проверь
произвольную, логическую, слуховую память. Рефлексия.

 

10

Мышление.

Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Колокола», «Доброе животное». Мини – лекция по теме.
Тест «Пять секунд на раздумье». Решение старинных задач. Рефлексия.

 

11

Воображение.

Упражнения: «Приветствие», «Перевоплощение», «Монолог». Мини – лекция по теме. Коллективная постройка города (на основе «Китайской головоломки»). Игра «Поединок» (Что было бы, если…?)
Рефлексия.

 

12

Координация движений.

Упражнение «Здравствуй…(имя)». Игры:  «Карусели», «Пустое место». Мини – лекция по теме. Выполнение комплекса упражнений, направленных на отработку точных движений. Зрительный диктант
«Письмо – геометрия души».  Рефлексия.

 

13

Характер.

Упражнения: «Здравствуй …(имя)», «Колокола». Гимнастика на закрепление координации движений.
Мини – лекция по теме. Диагностика на определение некоторых черт характера. Обработка, интерпритации.  Рисование «Человек под дождём». Тест «Характер по почерку». Рефлексия.

 

14

Профессиограмма-
характеристика профессии.

Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Доброе животное». Мини – лекция по теме. Анкета (описание профессии, которая входит в область интересов, соответствует индивидуальным психологическим особенностям подростка). Практикум «Определить свойства личности, составляющие способности в профессиях: учитель литературы, токарь-универсал, математик». Рефлексия.

 

 

 

 

 


Прогнозируемый результат:

*Видимое расширение социального опыта учащихся в их общественных связях, разнообразии социальных действий.
*Рост социальной и личностной активности.
*Рост актуальных социальных знаний и умений.
*Наличие чёткой перспективной линии развития личностных планов

Литература:

Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. – М.,1976.
Барр С. Россыпи головоломок. – М., 1987.
Башкирова Г. Б. Наедине с собой. – М., 1975.
Газарян С. С. Ты выбираешь профессию. – М., 1985.
Гришина Г. И. Профессии, которые мы выбираем. – М., 1976.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М., 1991.
Коломинский Я. Л Человек: психология. – М., 1986.
Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. – Мн., 1986.
Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. – М., 1975.
Орлов Ю. М. Психология самопознания и самовоспитания характера. – М., 1987.
Пекелис В. Как найти себя. – М., 1985. Твои возможности, человек! – М., 1986.
Платонов К. К. Занимательная психология, - М., 1986.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986.
Шевченко Ю. А. Край удивительных профессий. – М., 1981.