Программа «Выбираю профессию»
Цель:
Познакомить подростков с многообразием профессий, с требованиями, которые предъявляют отдельные их группы к личности работающего человека.
Задачи:
Расширить круг знаний о профессиональном мире.
Научить анализировать свои интересы и склонности, особенности психики.
Проверить уровень своих знаний и умений, необходимых для выбора профессии.
№ |
Темы занятий |
Формы проведения, методы, приёмы |
Время проведения |
1 |
Понятие о профессии и специальности. |
Упражнение «Здравствуй…(имя)». Игра «Тень». Мини – лекция «Об общественном разделении труда, выделении разных ремёсел. Профессия в современном мире». Практикум: - Выбрать слова, обозначающие специальность из набора слов; - Распределить профессии и специальности по отношению преобладания в них умственного труда. Обсудить результаты, доказать. Рисование «Одежда первобытного человека, человека, живущего в 19 веке, современного человека». Рефлексия. |
|
2 |
Способности и |
Упражнения: «Приветствие», «Бег ассоциаций», «Колокола». Мини – лекция «О гармонии человека и его дела». Тест «Мои способности». Обработка, интерпритации. Рефлексия. |
|
3 |
Классификация профессий |
Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Передай по цепочке». Игра «Запретный номер». Мини – лекция по теме. Практикум: - Проанализируй любую профессию, выделив в ней предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. –Составь формулу, понравившейся тебе, профессии. Дискуссия об изменениях в современном профессиональном мире. Рефлексия. |
|
4 |
Типы, классы, группы профессий |
Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Иголка и нитка». Мини – лекция по теме. Диагностики: «Я - концепция», «Этикометрия». Обработка, интерпритации. Рефлексия. |
|
5 |
Формула профессии |
Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Иголка и нитка». Мини – лекция по теме. Диагностикки: «Я - концепция», «Этикометрия». Обработка, интерпритации. Рефлексия. |
|
6 |
Сюжетно – ролевая |
Упражнения: «Здравствуй…(имя)», «Настрой на эффективную работу». Знакомство с правилами игры. |
|
7 |
Интересы и склонности |
Упражнения: «Приветствие», «Настрой на эффективную работу». Мини – лекция по теме. Практикум «Составить общую характеристику своих интересов и склонностей». Рефлексия. |
|
8 |
Внимание |
Упражнения: «Приветствие», «Повтори за мной», «Художники». Мини – лекция по теме. Практикум: |
|
9 |
Память. |
Упражнения: «Здравствуй…(имя)», «Повтори за мной». Мини – лекция по теме. Практикум: - Проверь |
|
10 |
Мышление. |
Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Колокола», «Доброе животное». Мини – лекция по теме. |
|
11 |
Воображение. |
Упражнения: «Приветствие», «Перевоплощение», «Монолог». Мини – лекция по теме. Коллективная постройка города (на основе «Китайской головоломки»). Игра «Поединок» (Что было бы, если…?) |
|
12 |
Координация движений. |
Упражнение «Здравствуй…(имя)». Игры: «Карусели», «Пустое место». Мини – лекция по теме. Выполнение комплекса упражнений, направленных на отработку точных движений. Зрительный диктант |
|
13 |
Характер. |
Упражнения: «Здравствуй …(имя)», «Колокола». Гимнастика на закрепление координации движений. |
|
14 |
Профессиограмма- |
Упражнения: «Здравствуй, добрый человек», «Доброе животное». Мини – лекция по теме. Анкета (описание профессии, которая входит в область интересов, соответствует индивидуальным психологическим особенностям подростка). Практикум «Определить свойства личности, составляющие способности в профессиях: учитель литературы, токарь-универсал, математик». Рефлексия. |
|
|
|
|
|
Прогнозируемый результат:
*Видимое расширение социального опыта учащихся в их общественных связях, разнообразии социальных действий.
*Рост социальной и личностной активности.
*Рост актуальных социальных знаний и умений.
*Наличие чёткой перспективной линии развития личностных планов
Литература:
Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. – М.,1976.
Барр С. Россыпи головоломок. – М., 1987.
Башкирова Г. Б. Наедине с собой. – М., 1975.
Газарян С. С. Ты выбираешь профессию. – М., 1985.
Гришина Г. И. Профессии, которые мы выбираем. – М., 1976.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М., 1991.
Коломинский Я. Л Человек: психология. – М., 1986.
Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. – Мн., 1986.
Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. – М., 1975.
Орлов Ю. М. Психология самопознания и самовоспитания характера. – М., 1987.
Пекелис В. Как найти себя. – М., 1985. Твои возможности, человек! – М., 1986.
Платонов К. К. Занимательная психология, - М., 1986.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
Рувинский Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986.
Шевченко Ю. А. Край удивительных профессий. – М., 1981.